Автор Тема: СиБи (Citizen Band)  (Прочитано 13922 раз)

Сентября 18, 2018, 23:29:36 pm
Прочитано 13922 раз

Владимир UB6LPQ

  • Администратор
  • Пользователи

  • Оффлайн
  • *****

  • 468
  • Репутация:
    +30/-0
    • vk.com/vl.lebedev
  • Радиостанция: Anytone AT-D878UV,Kenwood TH-F9Turbo,Kenwood TM-710,Baofeng UV-5
Си-Би — сокращение от «гражданский диапазон» ( англ.  CB, Citizen`s Band), принятое для обозначения безлицензионной, доступной всем гражданам  радиосвязи  на коротких волнах в  диапазоне  27 МГц (в некоторых странах «CB» обозначает любой вид безлицензионной радиосвязи на любых свободных диапазонах). В зависимости от страны использование этого диапазона либо минимально регламентируется правилами проведения локальных связей, либо не регламентируется вовсе. Средства радиосвязи этого диапазона представляют собой носимые, возимые или стационарные  радиостанции , отличающиеся, как правило, от радиолюбительских и профессиональных радиостанций более низкой ценой, меньшим количеством функций (отсутствие  телеграфного режима , однополосной  модуляции , репитерного сдвига, тоновых и кодовых  шумоподавителей ,  транковых  модулей и т. п.), более скромными техническими характеристиками, меньшими ударопрочностью и влагостойкостью. Как исключение, серийно производятся радиостанции гражданского диапазона с расширенными функциями для радиолюбителей и фанатов радиосвязи.

Возможности применения Си-Би связи весьма широки. Это достаточно надёжное и доступное средство связи, позволяющее связать, например, магазин со складом, склад с автотранспортом и т. д. Можно использовать Си-Би радиосвязь и на маломерном флоте — на катерах и яхтах. При этом дальность связи на воде значительно возрастает за счёт отсутствия серьёзных препятствий.

Наиболее массовое применение Си-Би радиосвязь нашла в качестве подвижной связи. Радиостанции в автомашинах позволяют поддерживать постоянный контакт между собой, получать оперативную дорожную информацию, помощь при выборе маршрута, помощь при авариях и технических неполадках в пути. Применение портативных Си-Би радиостанций несколько проблематично, так как в диапазоне СиБи длина волны составляет 11 метров, и полноценная четвертьволновая антенна имеет длину ~2.7 метра. Для СиБи-портативок антенны приходится геометрически укорачивать в 10—20 раз, что существенно снижает дальность связи. Кроме того, переносные Си-Би радиостанции отличались достаточно большим весом (около 500 г), низким КПД передатчика при работе на компактную антенну и низкой эффективностью амплитудного шумоподавителя — в результате и дальность связи, и экономичность подобных радиостанций были невелики. Поэтому практически все такие радиостанции были сняты с производства (в 2010 году в России из новых портативных СиБи-станций в магазинах радиосвязи можно было встретить лишь Алан-42, но уже в 2011 году есть из чего выбрать: вернулись станции Dragon и пришли новые Intek). В то же время, из-за особенностей распространения радиоволн в диапазоне 27 МГц портативные Си-Би радиостанции имеют весомые преимущества над широкораспространёнными «безлицензионными» радиостанциями более высокочастотных диапазонов (LPD 433 МГц, PMR 446 МГц) при использовании в условиях плотного леса и пересечённой местности. Это как раз связано с длиной волны 11 метров. Дело в том, что радиоволна может обогнуть препятствие, меньшее по размеру, чем половина длины волны. Следовательно, для диапазона LPD (длина волны ~70 см) серьёзным препятствием будет являться предмет с размерами от 35 сантиметров и более, тогда как для Си-Би проблемы начнутся лишь с препятствием размером от 5 метров. Таким образом, Си-Би больше подходит для связи по пересечённой местности и лесам, тогда как LPD и PMR больше подходят для города.

Пользуясь Си-Би радиостанцией, иногда можно связаться с пожарной охраной, полицией, скорой помощью, аварийными службами через специальные диспетчерские службы, которые окажут Вам помощь, вызвав по телефону нужную службу. Для этих целей зарезервирован канал 9C, на котором должны постоянно дежурить службы экстренной помощи. Но в России это практикуется лишь в Москве и Санкт-Петербурге. На остальной территории страны рекомендуется использовать 15C канал для связи с водителями на трассах, которые обязательно отвечают если позвать их более настойчиво (это связано с тем, что автомобиль всё-таки находится ниже чем антенна диспетчера, и связь с автомобилем значительно короче по расстоянию). Также на различных каналах (в том числе и в 9С, 15С, 19С) можно наткнуться на радиолюбителей, у которых аппаратура (и как следствие дальность связи) сравнима с диспетчерской службой, а иногда и превосходит последнюю по многим показателям. Радиолюбители также могут помочь в экстренной ситуации.

Водителей грузовиков можно найти на 27,135 MHz АМ или C15EА (на радиостанции Midland-Alan: D15E).

Примерная дальность радиосвязи между типичными автомобильными/стационарными и импортными портативными Си-Би радиостанциями:

между базовыми станциями с использованием отражения от ионосферы — практически неограничена, что можно легко подтвердить. К сожалению, этот вид связи нестабилен и зависит от состояния ионосферы. Обычно удаётся связаться с корреспондентами на расстоянии не более 1500—2000 км. Ближе получается редко, так как радиоволна не всегда успевает отразиться и опуститься обратно на землю не пройдя достаточное расстояние, даже если излучать «в зенит».
между базовыми станциями — 15—80 км;
между базовой станцией и автомобилем — 15—40 км;
между базовой станцией и портативной — 3—10 км;
между автомобилями — 5—15 км;
между автомобилем и портативной станцией — 2—7 км;
между портативными станциями — 1—5 км.
Данные по дальности усредненные, и справедливы для большинства случаев, хотя в реальности известны факты превышения этих цифр в 2—3 раза, как исключение.

Самое важное для Си-Бишника:

1. 9 канал (сетка С, стандарт-PL/EU*) частота 27,060/27,065 МГц, модуляция FM - аварийный канал (у нас не работает), но в России еще можно встретить диспетчера, использование не по назначению запрещено;

2. 15 канал (сетка С, стандарт-PL/EU*) частота 27,130/27,135 МГц, модуляция AM - канал "дальнобойщиков" (везде работает!), передают/запрашивают информацию о дорожной обстановке (аварии, объезды, пикеты ДПС и т.п.). При поездке в дальнее автопутешествие выручит не раз, проверено;

3. 19 канал (сетка С, стандарт-PL/EU*) частота 27,180/27,185 МГц, модуляция AM - аварийный канал (у нас не работает), он же - канал местного общения в Польше/Европе (не забудь про стандарт). Поляки передают информацию об оперативной обстановке на границе, о дорожной обстановке и пикетах полиции, т.к. "антирадары" под строгим запретом;

4. 19 канал в "дырке"** (сетка С PL) частота 27,190 МГц - вызывной канал,  "дальние" связи в USB. Также необходим "позывной";

5. 20 канал (сетка С, стандарт-PL) частота 27,200 МГц - вызывной канал, преимущественно "дальние" связи в FM. Рекомендуется иметь "позывной" - фантазируйте, но должен быть звучным,  чтоб разобрали (например "УРАЛ" или "ВАЛДАЙ")));

6. 12 канал (сетка D, стандарт-EU) частота 27,555 МГц - вызывной канал,  "дальние" связи в USB. Рекомендуется иметь "позывной" международного клубного СВ формата с префиксом обозначающим территорию (Калининград - 50) и суффиксом - принадлежность к СВ клубу и индивидуальный номер (например 50ARC001);

7. 8 канал (сетка D, стандарт-EU) частота 27,500 МГц - вызывной канал,  связи в SSTV, позывной см. п. 3;

8. 23 канал (сетка D, стандарт-EU) частота 27,700 МГц - вызывной канал,  связи в BPSK, позывной см. п. 3.

Ремарки:

* - стандарт PL ("нули") используется в Польше, Беларуси, Украине и Калининградской области, возможны "переходные" зоны (Смоленск и т.д.), стандарт EU, иногда RU ("нятерки") используется везде США, Европа, Россия. Данное разделение последсвие "холодной" войны;

** - "дырки" это дополнительные каналы в сетке частот, имеются только в "навороченных" р/ст канального типа,  между каналами 3 и 4, 7 и 8, 11 и 12, 15 и 16, 19 и 20.